Портал города Химки

Наверх

Лавочкин Семён Алексеевич

Биография

Родился в Смоленске в еврейской семье. Отец — Алтер Ильич Лавочкин, меламед; мать Гита Савельевна — домохозяйка. Окончил городское училище в Рославле, затем, с золотой медалью, курскую гимназию (1917). С 1918 года — в Красной Армии — воевал красноармейцем. В 1920 году служил в пограничной охране. В конце 1920 года был демобилизован и направлен на учёбу в Москву. Окончил в 1927 году Московское высшее техническое училище (сейчас МГТУ им. Баумана) — получил квалификацию инженера-аэромеханика.

Заслуги

В 1939—1940 годах под руководством Владимира Горбунова в ОКБ-301 (город Химки Московской области) был одним из инициаторов и участников создания советского современного самолёта-истребителя ЛаГГ-3 из дельта-древесины. Вместе с Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым в 1939 году получил служебное звание — главный конструктор по самолётостроению. Ряд последующих моделей этого самолёта — Ла-5, Ла-7 и различные их модификации, созданные уже в ОКБ-21 под руководством Лавочкина в городе Горьком (назначен начальником ОКБ 23 ноября 1940 года), обнаружили высокие боевые качества и сыграли важную роль в ходе Великой Отечественной войны. Удостоен Сталинской премии первой степени в 1941 году вместе с Горбуновым и Гудковым за создание истребителя ЛаГГ-3 по итогам 1940 года. В 1943 году удостоен звания Героя Социалистического Труда и стал лауреатом Сталинской премии первой степени за создание истребителя Ла-5. В октябре 1945 года после возвращения из города Горького назначен начальником ОКБ-301 в городе Химки Московской области (ныне ФГУП «Научно-производственное объединение имени С. А. Лавочкина»). В 1946 году за Ла-7 удостоен Сталинской премии второй степени. В 1948 году за создание новых типов самолётов удостоен Сталинской премии первой степени. После войны Семён Алексеевич работал над созданием реактивных самолётов. В его ОКБ-301[2] были разработаны серийный (Ла-15) и многие опытные реактивные истребители. В 1954 году Лавочкин начинает работу над межконтинентальной сверхзвуковой крылатой ракетой «Буря» (руководитель работ — Н. С. Черняков). В 1956 году присвоено служебное звание — Генеральный конструктор по самолётостроению. С 1942 года Лавочкин — генерал-майор инженерно-технической службы, с 1958 года — член-корреспондент АН СССР. Лавочкину дважды (1943, 1956) присваивалось звание Героя Социалистического Труда, четырежды (1941, 1943, 1946, 1948) присуждалась Сталинская премия, он награждён многими орденами и медалями. Лавочкин был избран депутатом Верховного совета СССР третьего-пятого созывов (1950—1958), член КПСС с 1953 года. Умер от последствий острой сердечной недостаточности на полигоне Сары-Шаган 9 июня 1960 года при испытании системы ПВО «Даль». Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды

  • Сталинская премия первой степени (1941)
  • Сталинская премия первой степени (1943)
  • Сталинская премия второй степени (1946)
  • Сталинская премия первой степени (1948)
  • Дважды Герой Социалистического труда (1943, 1956)
  • Три ордена Ленина
  • Орден Красного Знамени
  • Орден Суворова I степени
  • Орден Суворова II степени
  • медаль «За боевые заслуги»
  • другие медали

Память

  • В родном городе Смоленске, в Липецке (см. улица Лавочкина), в Краснодаре, в Химках и в Москве есть улицы имени Лавочкина.
  • В Москве на доме № 19 по Тверской улице, где жил Семён Алексеевич, установлена мемориальная доска.
  • В Ахтубинске Астраханской области на улице Агурина С. А. Лавочкину установлена мемориальная доска.
  • В Нижнем Новгороде (с 1932 по 1990 гг. — г. Горький) на улице Чаадаева д.16, где жил С.А Лавочкин в 1940—1944 гг., возглавляя ОКБ-21, установлена мемориальная доска.